понедельник, 5 октября 2009 г.

Я и Гоголь в Риме.

"О, Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? Что за небо! Что за дни! 
Лето - не лето, весна - не весна, но лучше тех весны и лета, какие бывают в других углах мира. 
Что за воздух! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. 
В душе небо и рай... " 
Н. В. Гоголь (письмо из Рима, 1838 г)

Рим, Гоголь и я.
В Риме над площадью Испании (Spagnia) возвышается церковь Trinita dei Monti (Тринита дей Монти), что по-нашему Троицкая.
Лестница, ведущая к церкви, носит аналогичное название, хотя больше известна как  "Испанская". И конечно же, гостиница рядом с церковью, на via Sistina 91, тоже называется  Trinita dei Monti - ну никакой фантазии у этих итальянцев:)
В троицкой гостинце как-то и я проживала, а чуть дальше, в доме № 125 жил Н.В. Гоголь и писал "Мёртвые души".


Улица тогда называлась Счастливой (Felice), а Систиной она стала при Папе Сиксте V (Sixtus V), когда тот собрался соединить дорогой церковь Тринита дей Монти с базиликой Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) - одной из четырёх главных базилик Рима. 

Гоголь очень любил Италию, ему там хорошо жилось и писалось и, что удивительно, его творческое вдохновение оплачивалось из царской казны!:)) и вот как это получилось.
Гоголь попросил Жуковского замолвить за себя словечко перед царём о том, что в Италии живётся не сладко, что денег на заграничное житьё-бытьё совсем нет, что без зарубежного солнышка никакого вдохновения не наступает... Да и не только Жуковского просил, но и сам подсуетился:  к устной просьбе друга присовокупил своё жалостливое письмо следующего содержания:

«Всемилостивейший Государь! Простите великодушно смелость Вашему бедному подданному, дерзающему возносить к Вам незнаемый голос. Находясь в чужой земле, среди людей, лишенных участия ко мне, к кому прибегну я, как не к своему Государю? 
Участь поэтов печальна на земле: им нет пристанища, им не прощают бедную крупицу таланта, их гонят, – но венценосные властители становились их великодушными заступниками. Вы склонили Ваше царское внимание к слабому труду моему, тогда, как против него неправо восставало мнение многих. Глубокое чувство благодарности кипело тогда в сердце Вашего подданного и слёзы, каких человеку редко дается вкушать на земле, струились по челу его… 
Я болен, я в чужой земле, я не имею ничего – и молю Вашей милости Государь: ниспошлите мне возможность продлить бедный остаток моего существования до тех пор, пока совершу начатые мною труды и таким образом заплачу свой долг отечеству, чтобы оно не произнесло мне тяжёлого и невыносимого упрека за бесполезность моего существования. Клянусь, это одна только причина, понудившая меня прибегнуть к стопам Вашим…
Проникнутый глубоким чувством благоговения к особе Вашего императорского величества
Ваш верноподданный, исполненный русской любви к своему Государю
Николай Гоголь. Рим 1837, Апреля 18/6».


Царь сжалился, дал денег.  Пособие составило 5 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги - 10 окладов полковника! 
Николай Васильевич денежки дарёные довольно быстро  профукал и просил ещё у царя через свою подружку, фрейлину Смирнову, а царь-государь опять не отказал, но выдал уже не всю сумму, а на 3 года частями, по 1000 рублей в год,  чтоб писатель как-то поэкономней старался существовать:))

Представьте себе такую картину: наш современный писатель пишет президенту письмо о том, что вдохновение его посещает, например, только на Таити, а президент финансирует евойное проживание на солнечном острове:))
То ли писатели не те у нас сейчас, то ли цари...

Вот на этой via Sistina, бывшей Felice, и жили мы в Риме - Гоголь и я:


Улица проходит от верхушки Испанской лестницы к площади Барберини.
Здесь, кстати, разнообразия тоже не наблюдается: станция метро, улица и ближайший отель - все носят имя Барберини...













А внизу, у подножия лестницы Spagnia найдём симпатичный фонтан "Лодочка".Отсюда растекаются ручейками все самые модные улицы Рима:



Комментарии
Zarina
Люба, не перестаю удивляться умению находить интересные факты и истории. За Гоголя спасибо. В Риме тоже были. Провели там три чудесных дня. По Испанской лестнице поднимались:)) А вот каштанов у подножья этой лестницы мне муж купить не дал: не вкусные они, видите ли... До сих пор ему это вспоминаю:))) Ой, вспоминаю как там здорово было и прям радостно...
L.Fiore
Лена, не ругай мужа, мне, например, итальянские жареные каштаны тоже не понравились:))
И я в Риме была мало - всего 3 дня. Поехала на 5, но на денёк съездила во Флоренцию (совершенно напрасно, потому что ни на что времени не хватило) и на целый день в Помпеи, поэтому толком и некогда было Рим рассмотреть.
Но я полюбила Италию, съездила туда ещё дважды и могу ещё много-много раз в эту страну возвращаться... как Гоголь:))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Subscribe by Email



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...