... О добродетели, А.П. Сумароков, 1787 г:
Приятно слышати о добродетели, ибо она душа нашего общего блаженства; но то горько, что она колико превозносится, толико презирается. Причины сего презрения ясны: не добродетель делает нас во народе отличными, но получаемые нами чины, богатство и сила; кто ж им, кроме немногих, предпочтёт добродетель? Почитая её, будучи сам презираем?
Самолюбие и любочестие природно всем потому, что наслаждаемся мы оными не помощию добродетели, но другими обилиями; мы устремляемся более быти почтенны, не имея достоинства, нежели, имея оное, оставаться во презрении.
Напишите это современным языком и будто бы не прошло в России без малого 300 лет! Добродетель и в нашем, двадцать первом веке, превозносится безмерно и тут же презирается - во имя чинов, богатства и силы...
Бедность угнетает сердца и истребляет из них любочестие, огорчает мысли, омрачает разум, разрушает здравие, отъемлет способность нашу действовать честностью, а иногда и во отчаяние приводит, которое ввергает их в безумство. Алчущий и жаждущий как унывающий и болящий, хотя и чувствует добродетель, но воображает её слабо. Во спокойствии и веселии яснее она воображается душе, наполненной честностью, нежели в утеснении: и действовать ею честная душа во утеснении едва способна; на что ж семена, когда их сеять негде? Бесполезны ум и честность несчастного и для него, и для других.
Когда вельможи любят науки, любит их и народ; когда вельможи только зайцев травят, а другие дворяне так же порскают,* когда вельможи играют только в карты, то и весь народ держится пеструхи**, а игра сия есть отрава добродетели, отводящая людей от должностей, убивающая время и пустым обременяющая головы...
Приятно слышати о добродетели, ибо она душа нашего общего блаженства; но то горько, что она колико превозносится, толико презирается. Причины сего презрения ясны: не добродетель делает нас во народе отличными, но получаемые нами чины, богатство и сила; кто ж им, кроме немногих, предпочтёт добродетель? Почитая её, будучи сам презираем?
Самолюбие и любочестие природно всем потому, что наслаждаемся мы оными не помощию добродетели, но другими обилиями; мы устремляемся более быти почтенны, не имея достоинства, нежели, имея оное, оставаться во презрении.
Напишите это современным языком и будто бы не прошло в России без малого 300 лет! Добродетель и в нашем, двадцать первом веке, превозносится безмерно и тут же презирается - во имя чинов, богатства и силы...
Бедность угнетает сердца и истребляет из них любочестие, огорчает мысли, омрачает разум, разрушает здравие, отъемлет способность нашу действовать честностью, а иногда и во отчаяние приводит, которое ввергает их в безумство. Алчущий и жаждущий как унывающий и болящий, хотя и чувствует добродетель, но воображает её слабо. Во спокойствии и веселии яснее она воображается душе, наполненной честностью, нежели в утеснении: и действовать ею честная душа во утеснении едва способна; на что ж семена, когда их сеять негде? Бесполезны ум и честность несчастного и для него, и для других.
Когда вельможи любят науки, любит их и народ; когда вельможи только зайцев травят, а другие дворяне так же порскают,* когда вельможи играют только в карты, то и весь народ держится пеструхи**, а игра сия есть отрава добродетели, отводящая людей от должностей, убивающая время и пустым обременяющая головы...
* Порскать - натравливать, понукать зверя на псовой охоте.
** Пеструха - карточная игра.
** Пеструха - карточная игра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Subscribe by Email